31 марта ученики 8а класса в рамках будущей недели математики и информатики посетили учебные мастерские кафедры технологии машиностроения и машин и аппаратов химических производств Озерского технологического института НИЯУ МИФИ. Заведующий кафедрой, доцент, кандидат технических наук Комаров Андрей Анатольевич рассказал об истории института и кафедры.
Вот интересные факты из истории: «Литье, ковка, штамповка – процессы, подвластные человеку уже тысячи лет (раскопки «иртяшских городищ» говорят об использовании такой обработки металла у нас на территории Озерска уже две тысячи лет назад, а знаменитое Каслинское литье было удостоено Главного приза (Гран-при) на Всемирной выставке в Париже в начале 20 века – сто лет назад. Обработка резанием на станках насчитывает три столетия (первый станок – токарный – был создан Андреем Нартовым, личным механиком Петра 1 и хранится сейчас в Государственном Эрмитаже). Сварка, порошковая металлургия насчитывают сотню лет, а лазерная обработка ведет свое исчисление с работы академиков Басова и Прохорова, удостоенных в 1962 г. (ровно полвека назад) Нобелевской премии».
Затем началось самое интересное. Нас повели в мастерские. Ребята познакомились с основными приемами и принципами обработки металлов. Техник Маклаков Андрей Иванович показал работу «Чебурашки»- так ласково в мастерских называют огромный автомат для обработки металлов давлением, его огромные «уши» действительно напоминают популярного героя мультиков. Изготовление профильной заготовки сопровождалось грохотом — этот станок работает очень шумно.
Ребята перешли в отделение точечной сварки «холодным способом». Андрей Анатольевич рассказал о состояниях вещества, сравнил температуру сварки (6 000 градусов!) с температурой на поверхности Солнца (5 000 градусов!). И вот на наших глазах за 6 секунд автомат сделал сварной шов. Даже черные очки не пришлось надевать — всё происходило «под колпаком». Ребята сравнили швы, выполненные вручную и автоматом. Качество швов, выполненных автоматом, победило.
Следующий этап экскурсии — токарный станок. Сущность токарного мероприятия лежит в снятии лишнего металла с заготовки и доведение будущей детали до нужных параметров или необходимого типа поверхности. Андрей Иванович показал его работу: за полторы минуты станок обработал 6 поверхностей! Всё-таки в возникновении стружки из-под резца есть что-то завораживающе…
И наконец мы подошли к тому участку мастерских, рассказа о котором мы ждали с самого начала. Ведь не зря же экскурсия состоялась на уроке информатики! Это участок оборудован станками с числовым программным управлением (ЧПУ) и учебными системами автоматизированного проектирования (САПР), позволяющими с помощью компьютера конструировать изделие. Андрей Анатольевич рассказал о промышленных роботах, принципах их создания и «обучения». Затем учебный робот перенес деталь с одного места на другое. Робот — пневматический, поэтому его работу сопровождали необычные звуки-так работает сжатый воздух. Затем другой робот произвёл токарную обработку детали — он выточил пешку из шахматного набора фигур. Работа робота сопровождалась пояснениями студентов института. Оказывается, токарный станок и 3D-принтер-противоположности: станок снимает всё лишнее, чтобы получить результат, а принтер-от нуля наращивает материал, чтобы получить результат.
В завершении Комаров Андрей Анатольевич пояснил, что основной сферой деятельности выпускников являются предприятия атомной отрасли Озерска, в первую очередь ФГУП «ПО «МАЯК». Они могут работать и на других предприятиях и организациях города и региона, имеющих в своем составе машиностроительный цикл.
Ученики лицея, увлеченные современными технологиями, были очень рады посетить лаборатории кафедры и хотели бы побывать там вновь.
Учитель информатики Мишина И.Н.