«Как учить химии?» — обсуждали озёрские педагоги на V всероссийской научно-практической конференции
11-12 октября на базе кафедры химии, экологии и методики обучения химии естественно-технологического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета прошла V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики». На мероприятие со всей России съехались учителя химии, известные учёные, профессора ведущих вузов, методисты, авторы учебников.
Конференция призвана привлечь внимание широкой научно-педагогической общественности к проблемам химического образования и обсудить пути их разрешения. Как отметил в приветствии ректор ЮУрГГПУ В.В. Садырин, Челябинск на ближайшие два дня стал «столицей химического образования».
Состояние химической подготовки вызывает тревогу не только у школьных учителей, но и у академического вузовского сообщества. Кроме того, в последние десятилетия практически все развитые страны охватило явление хемофобии – неприятие химии широкими кругами населения. В основе заблуждений, связанных со страхом к «вредному химическому воздействию», лежит низкий уровень химической грамотности населения, в особенности, молодого поколения. При этом около 30% российского производства – это предприятия химического и нефтехимического профиля, на которых должны работать высокообразованные специалисты.
11 октября состоялось большое пленарное заседание, на котором выступили ведущие учёные вузов России: профессор МГУ В.В. Ерёмин, профессор МГУ Г.В. Лисичкин, профессор РУДН В.В. Давыдов, профессор МПГУ П.А. Оржековский и многие другие. Они затронули такие важные темы как содержание курса химии в школе, повышение грамотности школьников, популяризация науки, стратегии обучения, работа с одарёнными детьми. На конференции были подняты актуальные для учителей вопросы: реализация ФГОС, особенности ГИА и ЕГЭ по химии, современные образовательные технологии, дистанционное обучение. Опыт общения учителей – практиков с представителями высших учебных заведений внёс неоценимый вклад в методическую копилку и способствовал повышению качества химического образования населения.
Большой интерес у педагогов вызвало выступление старшего научного сотрудника Института стратегии и развития образования РАО, ведущего научного сотрудника ФИПИ, главного редактора журнала «Химия в школе» Кавериной А.А., в котором освещались методические аспекты контроля и оценки образовательных достижений школьников при обучении химии.
12 октября конференция продолжила свою работу на двух площадках — на базе Регионального центра оценки качества и информатизации образования и естественно-технологического факультета ЮУрГГПУ.
Шесть озёрских учителей из школ №21, 23, 24, 32, 36 и 39 приняли участие в работе педагогического форума. Пять из них представили опыт своей работы в докладах на секции «Инновационные процессы в химическом образовании в школе и вузе. Внеурочная деятельность в области естественнонаучного образования»:
- МБОУ СОШ №21, Мария Владимировна Бекмансурова, «Учебные экскурсии по химии как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности»;
- МБОУ «Лицей №23», Татьяна Николаевна Иванова, «Межшкольный химический турнир как путь повышения мотивации к обучению учащихся классов с углублённым изучением химии»;
- МБОУ СОШ №24, Наталья Эдуардовна Азиева, «Из опыта организации выездной химической школы»;
- МБОУ СОШ №36, Светлана Юрьевна Столяренко, «Преемственность в химическом образовании учащихся начальной и основной ступени в условиях реализации ФГОС»;
- МБОУ «Лицей №39», Наталья Александровна Гудкова, «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)».