С 28 февраля по 2 марта 2020 года в Новосибирске проходил II Медицинский турнир школьников (МТШ), организованный по инициативе Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета. Второй раз озёрские школьники приняли участие в коллективных интеллектуальных состязаниях. Сборная команда обучающихся лицея №39 и школы №32, в состав которой вошли ученицы 9 и 10 классов — Максимова Екатерина (капитан), Кизь Катерина, Юманова Екатерина, Юрченко Анжелика — успешно справилась с дистанционным решением задач заочного тура и вышла в финал. На очном туре II Медицинского турнира в Новосибирске 11 лучших команд собрались для презентации своих идей, решений заданий и участия в «медицинских боях». Задачи были направлены на углубленное изучение химии и биологии, в некоторых заданиях требовались знания по физике. Ребятам предстояло решить интересные задачи, приближенные к практической медицине, а также затронуть актуальные современные направления, такие как создание искусственных органов и биороботов, технологии лечения ВИЧ и генетических заболеваний. Задачи составляли студенты старших курсов и преподаватели медицинского вуза, а также практикующие врачи.
Экспертная комиссия, состоящая из докторов и кандидатов медицинских наук, преподавателей и студентов старших курсов медицинских специальностей Новосибирского государственного университета, была максимально компетентна в оценке решений. Турнир длился всего два дня, но ребята успели показать не только качественные знания по химии и биологии, но также поупражняться в ораторском мастерстве и принять участие в квесте по правилам оказания первой медицинской помощи.
Борьба была очень напряжённой. Озёрская команда вернулась с дипломом победителя в номинации «Лучший оппонент» у Юмановой Екатерины.
Руководитель команды, учитель биологии МБОУ «Лицей №39» Николай Васильевич Гудков считает, что участие в турнирах активизирует инициативность и самостоятельность школьников во время подготовки, в работе с дополнительной литературой, а нестандартные задания помогают преодолевать психологические нагрузки, оперативно находить оптимальный выход в сложных ситуациях.
Ученица 10 класса МБОУ «Лицей №39» Максимова Екатерина имеет богатый турнирный опыт и убеждена, что подобные мероприятия учат доказывать и отстаивать свое мнение, учат чётко объяснять свои мысли, дают возможность проявить себя.
Вот несколько задач очного тура МТШ.
Задача «Part man. Part machine»
В фильме Робот-полицейский (Robocop) рассказывается история офицера полиции Алекса Мёрфи, который был смертельно ранен взрывом, но впоследствии спасен благодаря футуристическим технологиями жизнеобеспечения. Такая ситуация, в целом, представляется правдоподобной — в настоящий момент медицинские технологии обладают арсеналом средств, способных длительное время поддерживать базовые физиологические функции организма. Предположим, что технологии стали столь совершенны, что Алекс Мёрфи действительно обрел новое, кибернетическое, тело, внутри которого сохранены сердце и легкие (мозг, конечно, тоже). Руководству корпорации, создавшей ему механическое тело, не терпится показать его в деле поддержания порядка на улицах, так как их интересует заключение крупной сделки. В то же время, ученые, создавшие искусственное тело, не спешат демонстрировать его публике, так как не уверены, что предусмотрели все, чтобы сохранить здоровье Алекса. Дело в том, что пока Алекс находился в полностью стерильном помещении, все было в порядке, но после того, как он вышел на первую прогулку во двор корпорации, у него возник сильный кашель, и ученым пришлось длительно вводить ему антибиотики.
Вопросы:
- Объясните, что произошло с Алексом после прогулки. С какими факторами риска он столкнется при ежедневной работе на улице (ранения и повреждения костюма исключаем).
- Предположите, какие органы, ткани и функции необходимы Алексу для того, чтобы подобные эпизоды не повторялись.
- Предложите способы создания и внедрения «недостающих компонентов» (могут быть футуристические, но основанные на реальных достижениях биомедицины).
Задача «Будущее за…(подставьте свой вариант ответа)»
С развитием медицины появляется все больше возможностей поддержания жизнедеятельности недоношенных и глубоко недоношенных детей. Однако современные технологии не могут даже близко подойти к тем условиям, которые создаются для ребенка природой внутри материнского тела, поэтому врачи лишь помогают детям выживать самостоятельно. Одно из перспективных направлений медицинских разработок на сегодняшний момент – создание искусственной плаценты для осуществления экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО), благодаря которой ребенку не нужно надеяться на недоразвитые легкие в первые недели жизни. Плацента — наименее изученный орган плода. Она образуется у всех самок плацентарных млекопитающих и формирует гематоплацентарный барьер. Благодаря ему, плацента выполняет ряд жизненно важных функций: осуществляет газообмен между матерью и плодом, защищает эмбрион и сообщает ему питательные вещества.
Вопросы:
- Опишите строение и процесс формирования плаценты. На основании приведенных данных предположите технологию создания искусственной плаценты (из каких клеток ее выращивать, какие стимулирующий факторы применять)
- Перечислите функции, которые выполняет плацента в организме. Какие возможности для клинической и исследовательской практики предоставляет создание искусственной плаценты?
- Оцените данное направление исследования с точки зрения биоэтики
Заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей №39»
Гудкова Наталья Александровна