Лицеисты в Беларуси (часть 3)

Что ты понял о войне?

Великая Отечественная война была тяжёлой и кровопролитной.

На линии Сталина наш гид показал нам, с какой стороны на Минск шли немецкие солдаты. Мы увидели оборонительные установки, насколько они тяжелы и неповоротливы. Фашисты шли с восточного направления, а все установки были  развернуты в другую сторону, на запад, и не могли повернуться  в ту сторону, поэтому наши солдаты вышли из укреплений и начали смертный бой. В записях немцев сказано, что они были поражены мужеством и отвагой советских войск.

Гид также рассказывал нам про Ленинград. В сентябре немцы пытались захватить город, но не смогли. Город постоянно бомбили, погибали люди. Каждый участвовал в обороне родного города, даже дети. Во время бомбёжек они дежурили на крышах и засыпали фугасные снаряды песком, чтоб не начался пожар. Старшие дети работали на заводах, помогали стране, превозмогая голод и усталость.

Фашисты бомбили дорогу жизни, люди голодали. В таких тяжёлых условиях ели даже кошек, началась антисанитария из-за того, что начали плодиться крысы. Из-за этого распространялись болезни, и многие погибали по этой причине. Для решения этой проблемы пришлось ввозить кошек со всей страны в Ленинград.

Я хочу сказать спасибо всем тем, кто воевал на фронте и в тылу, работал, чтобы мы жили в мире. Я искренне ценю победу тех, кто был там и пережил все эти страшные моменты.

Глухов Н., 6 класс

Что такое «Дудутки»? Стоит ли туда ехать?

Дудутки — музейный комплекс, расположенный недалеко от Минска. Музейный комплекс рассказывает нам про быт Беларуси. Нам удалось побывать в мельнице, в музее старинных инструментов, кузнице и хлебопекарне, а также увидеть труд мастеров ткачества, соломоплетения, гончарного искусства и бортничества.

В мельнице мы увидели много различных механизмов и узнали, что мельники были очень сильные и достаточно скупые, но суеверные, поэтому последнему посетителю давали погостить у себя.

В музее старинных инструментов нам показали белорусский инструмент Дудá, очень похожий на волынку, и инструмент Хмара, родина которому Латинская Америка.

В кузнице показали тяжёлый процесс обработки металла: сначала в горн кладётся необработанный металл, затем горн раскаляется углями, угли раздувают меха, затем кузнец достаёт доведенный до красного каления металл и начинает его обрабатывать на наковальне с помощью кувалды. В итоге получилась подкова.

В хлебопекарне нам рассказали о процессе замешивания теста и хлебопечения и о древних традициях, связанных с хлебом. Затем нам дали продегустировать хлеб и сыры.

Ткачество — сложный процесс, мы увидели все стадии – от обработки льняных ростков до изготовления готовой одежды.

В мастерской соломоплетения нам рассказали о местных традициях и показали саму работу.

Мастерская гончарного искусства удивила нас разнообразием глиняных изделий и обработкой глины. Из этого природного материала можно получить так много необходимых для жизни современного человека изделий.

В мастерской бортничества нам рассказали историю получения такого вкусного и полезного продукта, как мёд. Показали процесс сбора мёда: пчёл окуривают дымом, а так как нет дыма без огня, то они набирают в брюшко мёд, а когда они сыты, они не могут жалить! Также рассказали о других продуктах, получаемых нами от пчел: пчелиный воск, прополис, маточное молочко, перга, пчелиный яд. Пчелы — очень важные для человека существа!

Музейный комплекс «Дудутки» оставил всем нам самое хорошее впечатление и зарядил положительными эмоциями на весь день!

Клиновый А., 6 класс

О программе:

Все, что планировалось в поездке, мы успели. Два дня погода была плохая, под вечер мы уставали, но мы не падали духом. Мы даже нашли силы и время на празднование дня рождения нашего друга Ром:  вечером собрались все вместе в столовой нашего отеля, пели поздравления, ели торты и танцевали. Конечно, хотелось бы больше отдыхать, хотя бы часик после перелета побыть в гостинице, но мы приехали всего на 5 дней, поэтому график был таким плотным. Не хватило прогулок по паркам, из окна автобуса мы видели, что они ну очень красивые! Вырастем, приедем в Беларусь, будем гулять по паркам и вспоминать наше первое путешествие с АБ ;-)

Тихомирова Н., 6 класс

Понравился ли тебе наш коллектив?

Я заканчиваю пока только пятый класс и попал в эту поездку по приглашению Александры Борисовны. Путешествие было очень насыщенным и познавательным. Во время поездки у меня был день рождения. Я очень запомнил этот день! Ребята нашей группы поздравляли меня на трёх языках: русском, английском и китайском!

Мне очень понравились участники нашего путешествия: всем было все интересно! Нашим гидам пришлось нелегко, потому что им задавали очень много вопросов. Один из гидов сказал про нашу группу, что она необычная, что все очень умные и любознательные! Он был приятно удивлён. А когда услышал, как мы поем песни про войну, объявил нам благодарность.

У меня во время поездки появилось много новых знакомых, с которыми я теперь часто вижусь в школе. Мне показалось, что шестиклассники уже очень взрослые люди. Они воспитанные и дружные. Во время поездки мы много общались, фотографировались, обсуждали увиденное. Я видел, что многие ребята покупали сувениры своим родителям, старались запечатлеть самые интересные моменты поездки, чтоб показать их дома.

Плюсы поездки: очень насыщенная,  даже в телефон поиграть было некогда. Попробовали много вкусных белорусских блюд – каждый завтрак, обед и ужин в разных ресторанах, каждый из которых был очень индивидуален.

Минусы: очень мало времени было на то, чтоб поиграть в телефон, потому что у моих новых друзей были очень интересные новые игры. А плохая погода — это не беда! Она наоборот нас сплотила – мы делились с ребятами своими вещами, надевали один плащ на двоих – это тоже было очень весело и необычно!

Панов Р., 5 класс

О погоде

А теперь о погоде. Все пишут, что погода была плохая. Погода не была плохой, она соответствовала действительности данных экскурсий.

На линии Сталина  у стенда с оружием, когда зазвучали оглушительные выстрелы, на небе появились серые тучи. Природа говорила, что мир не хочет слышать этих  убийственных звуков выстрелов.

В деревне Хатынь, когда экскурсовод рассказывал об ужасных злодеяниях фашистов, о гибели невинных людей, начался дождь. Небо плакало вместе с нами!  На каждой экскурсии нам рассказывали о мужестве, героизме, о стойкости солдат и мирного населения, что нам было стыдно сетовать на погоду!

Мне кажется, что плохая погода нас только сплачивала. Поездка была замечательной! А погода создавала атмосферу каждой экскурсии!

Бодин Д., 6 класс

Понравилось ли тебе питание во время поездки?

Экскурсии – хорошо, а обед по расписанию!

Шведский стол в Минской гостинице — отличный способ зарядить себя энергией с утра. Каждый мог выбрать для себя что-нибудь на завтрак. Кашу или хлопья, свежие овощи и фрукты, выпить бодрящего кофе или ароматного чая.

Рестораны радовали нас не только красивыми интерьерами, но вкусными обедами и ужинами. Побывать в Беларуси и не попробовать национальную кухню просто невозможно.

Обед на территории Музея материальной культуры Дудутки погрузил нас в атмосферу белорусской народной жизни. Нам предложили знаменитые драники – хрустящие картофельные оладьи, домашние «пальцем пиханые», жаренные колбаски прекрасно сочетались с картофелем по-белорусски и свежими овощами. И все это подчеркивало оформление в этническом стиле.

А какой вкусный в Белоруссии ХЛЕБ! Пекут его в настоящих печах по старинным рецептам без добавления дрожжей. Выпечка — нет слов! Булочки, пышечки, пироги с начинками и без. Пальчики оближешь! Приезжайте и попробуйте сами!

Сапрыкина К., 6 класс

Романтика переездов в автобусе

Мне очень нравились автобусные переезды. Из окон автобуса мы смотрели на окрестности проезжающих городов Беларуси, они очень чистые и ухоженные. У них очень интересная архитектура, нет бесконечных микрорайонов из серых коробок. Так же мы обращали внимание на дороги. Чистые, широкие, хорошая разметка. Но и конечно же, кроме того что мы смотрели в окна, мы пели песни военных лет и пели песню «Беловежская Пуща», слушали гидов, осматривали достопримечательности. Ну и конечно же, когда дорога была долгой, из города в город, некоторые спали, а некоторые играли в игры или смотрели в окно.

Котова С., 6 класс

Понравилась ли тебе поездка?

Я не просто отдохнул, но многое узнал о героических подвигах своих дедов. Эти люди во время Войны защищали мое Настоящее!

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВАМ, МОИ ПОБЕДИТЕЛИ. Я СЕГОДНЯ ЖИВУ С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ!

Благодарю всех, кто мне помогал и участвовал в моей «исторической» жизни! Спасибо за  плащ, за дружбу, за все, что мне помогли! Спасибо родителям, которые с нами были! Спасибо, Александра Борисовна! Я с Вами не первый раз! Но каждая следующая поездка, в миллион раз круче предыдущей!!!!

Гук Л., 6 класс

Подведем итоги:

Плюсы:
1.       Самый главный плюс – это то, что узнали много интересной информации о войне. Побывали на местах сражения. Увидели всё своими глазами.

2. Очень хорошо, что информация чередовалась: то экскурсии о войне, то замки, Дудуки и т.д. Если бы все 5 дней были только экскурсии о войне, то в голове было бы очень много однотипной информации, поэтому запомнили бы меньше.

3. Удобно было, что утром нас автобус забирал, и весь день мы ездили на одном автобусе. Если бы передвигались сами, уставали бы сильно.

Минусы:
Только один минус был – это погода.

Шурыгина А., наш маленький большой друг

Заключительное слово:

Для нашей семьи 9 МАЯ – главный праздник, очень трепетно относимся к нему! Когда сестра сказала, что ваш класс собирается в эту поездку, я, не раздумывая, попросила узнать, можем ли мы с Аксиньей поехать тоже.  И очень рада, что у нас с дочкой была такая возможность. Мы узнали очень много нового о тех страшных днях истории нашей страны. На некоторых экскурсиях я не могла сдерживать слезы, так как слушать эти истории, читать надписи в Брестской крепости и в деревне Хатынь  спокойно, наверное, не сможет ни один человек. На Урале по-другому всё это воспринимается, так как на наших землях никогда не было таких жестоких боев и уничтожения мирного населения (и пусть никогда не будет). А там, когда видишь эти стены, изрешеченные пулями, то, конечно, по телу дрожь и ужас. Узнали много фактов, о которых не знали ранее. Например, что немцы планировали за 6 дней дойти до Свердловска, их цель была вся территория до Свердловской области. Очень было познавательно и эмоционально. Всем взрослым советую, дети, возможно, не до конца понимают глубину услышанного и увиденного.

Мы познакомились с новой страной, с новой культурой. Белоруссия показала себя с достойной стороны. Есть что посмотреть, причем, много памятников культуры, как исторического значения, так и современные. Чего только стоят их спортивные комплексы для каждого вида спорта!

Для меня было открытием их главное правило в орфографии: «Як чуецца, так i пiшацца» — как слышится, так и пишется. И, как следствие из этого правила, следующее: в слово может быть только одна буква «О»: «О» всегда под ударением, все остальные слышатся как «А», поэтому Масква, малако. Хотя нам это и режет глаз. Но было интересно и поучительно узнавать новое.

И обязательно стоит отменить организацию всей поездки. Всё рассчитано поминутно: во сколько встаем, во сколько выезжаем, во сколько какая экскурсия, во сколько, где и чем питаемся, подбор экскурсий, трансфер.

Также был прекрасный коллектив, все доброжелательные и прекрасные люди, было приятно взаимодействовать, как с детьми, так и со взрослыми.

Я бы сказала, что вся эта поездка – один очень большой плюс! Пользуясь случаем, хочу ещё раз выразить огромную благодарность всем организаторам данного мероприятия. Всё было организовано на высшем уровне, всё продуманно до мелочей. Спасибо большое!

Ольга Викторовна Шурыгина, родитель

Комментарии закрыты.