МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА 2022

Метапредметная олимпиада «Школы Росатома» проводится с 2014 года ежегодно с участием команд городов-участников проекта. Идея Метапредметной олимпиады – дать возможность школьникам «увидеть» те сверхрезультаты образования, которые они получают, иногда не осознавая это:

  • умение анализировать информацию,
  • добывать информацию из косвенных источников,
  • умение «видеть» проблему во всей ее многоплановости,
  • умение ставить корректные задачи перед собой, чтобы решить проблему,
  • умение продуктивно взаимодействовать с людьми (и со старшими, и с младшими, и со сверстниками),
  • умение работать командно,
  • умение управлять собственными интеллектуальными ресурсами,
  • умение применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях,
  • наконец, умение учиться.

КОМАНДА 1

Гагарина Александра Борисовна – учитель

  • 5 класс — Пикторова А.
  • 6 класс — Терентьев Ф.
  • 7 класс — Шовкун С.
  • 8 класс — Габбасов Д.

КОМАНДА 2

Барбасова Наталья Александровна – учитель

  • 5 класс — Сиваков С.
  • 6 класс — Макарова У.
  • 7 класс — Сабитов Д.
  • 8 класс — Иванов И.

В основном олимпиады, которые проводятся для школьников, направлены на то, чтобы выявить наиболее одаренных детей в той или иной предметной области знаний, обеспечить им новые горизонты в расширении и углублении имеющихся у них знаний. Метапредметная олимпиада «Школы Росатома» помогает всем без исключения детям осознать, что школьное образование не сводится только к изучению различных школьных предметов, оно даёт достаточный культурный уровень и серьёзный багаж надпредметных умений, который позволяет человеку добиваться успехов в любой деятельности, если суметь этим воспользоваться и развивать дальше эти умения в себе.

В Метапредметной олимпиаде «Школы Росатома» участвуют ученики 5-8 классов. Метапредметная олимпиада – это командное первенство. В нем соревнуются команды, которые составлены из детей разного возраста: в команде из четырех человек участвуют по одному ученику из 5, 6, 7 и 8 класса.

У всех участников команды разный багаж знаний по школьным предметам и разный опыт в решении различных задач проблемного характера. На Метапредметной олимпиаде дети начинают с удивлением обнаруживать, что при решении проблемных задач абсолютно не важно, в каком классе ты учишься, а важно, насколько хорошо ты умеешь вычленять суть проблемы, анализировать данные, находить и анализировать дополнительную информацию, распределять работу между участниками команды, оценивать результаты совместной деятельности, моделировать, обобщать, представлять и отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать позицию другого.

Ежегодно Метапредметная олимпиада проводится в два этапа: первый этап – муниципальный, в нем могут принять участие по нескольку команд от каждой школы города; второй этап – финальный, в нем принимают участие команды-победительницы муниципального этапа Метапредметной олимпиады в каждом городе.

Победители и призеры финального этапа Метапредметной олимпиады награждаются ценными призами и правом участия в отраслевой смене для одаренных детей городов Росатома, которая ежегодно проходит в одном из Всероссийских детских центров.

Итак, лицеисты начали готовиться, распределять основные командные функции внутри своего маленького коллектива, чтобы работа не буксовала. И всё, вперед!

9 ноября 2022 года 17 команд по четыре человека собрались в гостеприимном зале школы № 32, чтобы принять участие в конкурсных испытаниях. Все ребята из разных классов: с пятого по восьмой. Метапредметная олимпиада состояла из двух туров и длилась порядка трех часов. Первый тур шел в два этапа (командный и индивидуальный) и был посвящен одной из самых загадочных наук о человеке – генетике. Что за антигены находятся на поверхности эритроцитов в крови человека? Почему у людей четыре группы крови? Может ли человек быть универсальным донором?

Во втором этапе (групповом) ребятам необходимо было решить конкретную задачу, подготовить ее презентацию и публичную защиту. Задания содержали творческую часть: по легенде, на планету Земля прибыли пришельцы, у них свои компоненты групп крови. «Сколько их у инопланетян, могут ли они стать донорами для человека и наоборот», – школьники должны были дать развернутые ответы на эти непростые вопросы, исходя из знаний, полученных в ходе первого этапа.

– На муниципальном этапе олимпиады педагоги, сопровождавшие каждую команду, выполняли две функции: рефери (позиция наблюдающего за двумя командами, фиксирующего результаты своих наблюдений) и члена жюри (позиция проверяющего экспертные листы и письменные работы команд). Их оценивали по ряду критериев: слаженность командной работы, умение проявить себя, спланировать работу и распределить роли. После проводился подсчет набранных очков, – рассказывает муниципальный координатор проекта «Школа Росатома», заместитель начальника Управления образования администрации округа Оксана Втехина.

Итог нас удивил и порадовал: сразу две команды лицея №39 стали победителями муниципального этапа метапредметной олимпиады среди общеобразовательных учреждений города. На третьем месте – ученики школы № 32. Призерам были вручены дипломы и подарки от ПО «Маяк». Команда-победитель отправится на финальный этап в город Заречный Свердловской области.

Ульяна Макарова, 6 класс: Метапредметная олимпиада – прекрасный опыт работы в дружной, сплоченной, разновозрастной команде. Несмотря на то, что задания на олимпиаде были достаточно трудные, было крайне интересно разобраться всем вместе в новой теме и креативно подойти к решению проблемы. Для меня это было запоминающееся яркое событие. Я получила море эмоций и впечатлений. Я рада, что имела возможность поучаствовать в этой интересной и познавательной олимпиаде, где узнала много нового и полезного.

ФИНАЛ

Финал метапредметной олимпиады – это ТРИ наполненных эмоциями и смыслами дня, пролетевших как одно мгновение! Душевная встреча команд, насыщенная культурная программа, позволившая ребятам увидеть красоту невероятно уютного города Заречного, два дня интенсивной работы над заданиями в разнообразных деятельностных форматах, образовательные события, новые знакомства, проживание успехов и неудач, разработка стратегий и испытание их на прочность, ожидание командных итогов, радость побед и горечь поражений, ощущение праздника, чувство приятной усталости и приятное послевкусие предновогоднего образовательного приключения.

Организаторы Метапредметной олимпиады нестандартно начали первый день с индивидуальных заданий, которые были построены в продолжение заданий муниципального этапа. Совместимость групп крови земных людей и «новых инопланетян» снова была в фокусе внимания каждого участника. Максимальные 20 баллов набрали команда Зеленогорска и вторая команда города Снежинска. А уже менее чем через час команды ломали голову над физиологическим механизмом чихания и разбирались с тонкостями гуморальной регуляции в организме человека. Ребята не только выполняли предложенные им задания, но и разрабатывали собственные метапредметные задания, опираясь на предложенный учебный текст. У некоторых команд получилось придумать классные идеи для заданий олимпиады. Вторая команда Снежинска предложила поискать сходство между процессами чихания человека и работой гейзеров.

На следующем этапе МетаОлимпиады ребята разбирались в тонкостях климатообразования на нашей планете и чудесами Саргассова моря. Почему в Саргассовом море образовался огромный «мусорный остров», а уровень воды в нем на 1-2 метра выше уровня мирового океана, почему это море назвали «морем без берегов» и в каком родстве состоит это море с постоянными ветрами? На эти и другие вопросы ребята отвечали, работая сначала в парах, потом в команде, а затем и индивидуально. Лучше всех с этим комплексным заданием справились две команды из Снежинска и Лесного, а в индивидуальном зачете вырвались в лидеры пятиклассники Иван Приставко из Полярных Зорей и Лидия Павлова из Соснового Бора, а также восьмиклассница Аксиния Ставыщенко из Заречного Свердловской области (кстати, свои лидерские позиции ребята так и не сдали в течение двух дней олимпиады и в итоге стали абсолютными победителями IX Метапредметной олимпиады проекта «Школа Росатома» в номинациях учебная грамотность, информационная грамотность и коммуникативная грамотность соответственно).

По итогам первого дня МетаОлимпиады лидерами рейтинга команд стали школьники из Лесного, Снежинска (команда №2) и Балаково. На пятки им наступали ребята из Зеленогорска, Сарова и первая команда Снежинска. Разрывы и между остальными командами были не критичными, то есть второй день олимпиады давал шанс поправить свое положение в турнирной таблице каждой команде.

Во второй день олимпиады, когда ребята выполняли большое комплексное задание проектного характера и занимались экономическими расчетами агротехнического проекта, посвященного созданию разноцветного гортензиария, наиболее точные финансовые расчеты получились у ребят из Курчатова, Десногорска и Полярных Зорей, а самыми проработанными были признаны проекты команд Сарова, Лесного и Снежинска.

Торжественная церемония награждения была яркой: приветствие всех городов, фотохроника олимпиады, забойные номера творческих коллективов города Заречного, фанфары и звездный дождь. Неподдельные эмоции радости светились на лицах призеров и победителей.

Проект «Школа Росатома» благодарит город Заречный Свердловской области за прекрасную организацию финала IX Метапредметной олимпиады проекта «Школа Росатома» и чудесную атмосферу, в которую были погружены юные интеллектуалы из 22 городов-участников проекта «Школа Росатома»! Благодарим мы и сопровождающих команды педагогов, которые пристально следили за работой школьников над заданиями и фиксировали проявление их метапредметных навыков в специальных экспертных листах.

IX Метапредметная олимпиада «Школы Росатома» ушла в историю, а мы уже с нетерпением ждем юбилейной, X Метапредметной олимпиады «Школы Росатома»!

PS: Наш самый замечательный, надежный, эрудированный, спокойный, позитивный капитан Денис приехал в Заречный праздновать свой День Рождения! Не специально, конечно, так волшебным образом совпали даты и события. Мы постарались сделать этот день незабываемым, и наш торт с 15 свечками наверняка запомнится нашему Денису и всем нам на всю жизнь!

Гагарина Александра Борисовна,

Куратор проекта и организатор поездки

Комментарии закрыты.