Муниципальные Дни Естествознания — 2024

Уже в одиннадцатый раз для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дошкольного образования был проведён фестиваль, ставший традиционным, под названием «Муниципальные дни естествознания». Зародилось мероприятие «в недрах» предметных лабораторий химии и физики МБОУ «Лицей №39». С 2017 года «Дни естествознания» приняли формат фестиваля знаний, стали площадкой для эффективного взаимодействия воспитанников и сотрудников дошкольных образовательных учреждений, учеников разных школ, учителей химии, физики и биологии, инженеров и учёных ФГУП «ПО «Маяк», специалистов Управления образования администрации Озёрского городского округа.

Муниципальный фестиваль «Дни естествознания»  призван вовлечь в мир знаний детей с раннего возраста, дать им почувствовать себя инженерами, изобретателями, заложить в них интерес и любовь к науке, воспитать новое поколение прогрессивных российских ученых и повысить престиж естественнонаучного образования.

Дневник фестиваля естествознания: день 1

Зима в системе образования Озерского городского округа завершилась проведением XI муниципального фестиваля «Дни естествознания». В первый день, 26 февраля, площадками этого недельного мероприятия стали Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ, школа №32 и лицей №39.

Учитель физики МБОУ СОШ №32 Жинкина Евгения Владимировна провела интеллектуальную викторину в формате известной телевизионной версии «Своя игра», которая идеально подходит для проведения внеклассных мероприятий, позволяет школьникам проявить эрудицию и смекалку.  Рубрики «Знание – сила», «Выдающиеся личности», «Астрономия», «Миф или правда» помогли разнообразить ученикам 8-х классов знания по предметам  естественно-математического цикла, поупражняться в совершенствовании межпредметных связей. «Своя игра» — это увлекательно, быстро, весело!

С учениками 11-х классов школ Озёрска на практическом занятии «Экспериментальные задачи в ЕГЭ по химии» встретилась учитель  химии МБОУ «Лицей №39»  Гудкова Наталья Александровна. Вместе с ней ребята на практике повторили всё разнообразие качественных реакций, используемых в неорганической химии. При выполнении заданий ЕГЭ важно уметь отличать одни вещества от других. Педагог поделилась секретами выполнения подобных заданий. А самое ценное, что ребята смогли проверить решения в практической реальности!

Первый год в МБОУ «Лицей №39» реализуется проект «Инженерный класс». Кроме профильного изучения предметов технической  направленности большое внимание уделяется  приобщению к инженерным специальностям. Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ предоставил лицеистам 10 класса возможность познакомиться с оборудованием своих лабораторий физики и электроники. Разделившись на две подгруппы, ученики инженерного класса лицея в течение двух дней занимались со старшим преподавателем кафедры общей физики Леонтьевой Натальей Владимировной и заведующей кафедрой электроники и автоматики Изаровой Еленой Геннадьевной. В лаборатории физики ребята провели исследование свойств конденсатора. Что ценно, обсуждение этой темы было продолжено в лицее с учителем физики Порошиным Олегом Владимировичем. Полезным стал практикум по программированию микропроцессоров в лаборатории электроники. Подобные занятия позволяют осваивать азы инженерной профессии, видеть разницу между практической частью и теоретическими расчётами.

Дневник фестиваля естествознания: день 2

Вторник, 27 февраля – второй день фестиваля естествознания. В актовом зале лицея №39 собрались гости, обучающиеся 10-11 классов города, перед которыми выступила инженер радиохимического анализа Центральной заводской лаборатории ФГУП «ПО «Маяк» Голоднова Лариса Владимировна. Лицей и ЦЗЛ связывает многолетнее сотрудничество по различным вопросам шефского взаимодействия. Ежегодно инженеры и учёные выступают перед лицеистами и школьниками Озёрска с научно-популярными лекциями, помогают учителям своей просветительской и профориентационной деятельностью. Лариса Владимировна сформулировала понятие ядерных реакций и технологий их использующих. Ядерная медицина — одно из развивающихся направлений, объединяющих вопросы разработки источников излучения для диагностического и лечебного оборудования, его конструирования, создания и выпуска радиофармпрепаратов для использования в диагностике и терапии. Обо всем этом узнали школьники на лекции. А ещё об успехах в разработке и производстве предприятий корпорации «Росатом» и, в частности, ФГУП «ПО «Маяк» в этой сфере.

Тренинг «Анализ избранных вопросов  ЕГЭ по биологии» для старшеклассников  провёл учитель МБОУ «Лицей №39» Гудков Николай Васильевич. На своем занятии он, как эксперт по проверке ЕГЭ по биологии с многолетним стажем, рассказал о наиболее распространённых ошибках обучающихся на экзамене, о грамотном подходе к оформлению ответов во второй части и о разных способах решения различных заданий.

Дневник фестиваля естествознания: день 3

В среду, 28 февраля, программа фестиваля оказался самой насыщенной. Состоялось три встречи с учителями химии школы №33 Кулаковой Ириной Владимировной, школы №21 Бекмансуровой Марией Владимировной и лицея №39 Гудковой Натальей Александровной.

На занятии по теме «Вопросы электролиза в ЕГЭ по химии», которое состоялось на площадке школы №33, Кулакова И.В. рассмотрела разные примеры электролиза водных растворов солей не только в теории, но и на практике. А это особенно ценно! Ученики 11 классов увидели, какие продукты могут получиться при электролизе, а также доказали их наличие. Закрепление прошло в виде решения заданий ЕГЭ. Полные сил и заряженные положительной энергией участники выполняли их безошибочно.

В этот же день учитель химии МБОУ «Лицей №39» Гудкова Н.А. пригласила обучающихся 11 классов на совместную подготовку к ЕГЭ. Экзаменационные задания в виде текста, описывающего последовательность экспериментальных действий, которые нужно превратить в уравнения реакций традиционно относятся к категории повышенной степени сложности. Трудность подобных заданий мысленного эксперимента состоит в том, что школьники не всегда хорошо представляют себе практическую химию, не могут правильно определить описанные в задании процессы. В таких заданиях часто встречаться реакции по теме «Соединения хрома и марганца». Участники семинара-практикума сначала углубились в теорию вопроса, провели пять опытов с реакциями, которые характеризуют свойства данных веществ, посмотрели особо популярные в ЕГЭ реакции на некоторые соединения хрома и марганца, обсудили  значение этих химических элементов в жизни человека.

Не обходятся «Дни естествознания» и без интеллектуальных игр, потому что во всех своих формах они развивают самостоятельность и творческие способности обучающихся, оживляют, активизируют, добавляют положительные эмоции в учебный процесс.

В среду радушно принимала гостей учитель МБОУ СОШ №21 Бекмансурова М.В., которая организовала и провела квиз «ХимикУм» для учеников 8 классов школ №21, 25, 27, 30 и 38.  Ребята узнали об изобретении газировки, можно ли сжечь алмаз, как открыли кислород и индикаторы, примерили на себя роль первооткрывателей, предложив варианты записи химических уравнений. Не обошлось без химических экспериментов! Командам необходимо было продемонстрировать умения определять вещества в пробирках.  Ребята показали хорошие знания по химии и слаженную работу в команде. В  результате напряженной борьбы места распределились следующим образом:

  • 1 место — команда школы №30;
  • 2 место — команда школы №38;
  • 3 место — команда школы №27.

Не отстали от химиков и физики! На базе предметной лаборатории МБОУ «Лицей №39» учитель и эксперт по проверке ОГЭ Порошина Елена Владимировна провела тренинг по решению экспериментальных экзаменационных задач по физике. Ученикам были предложены задачи разных типов. Преодолевать затруднения при выполнении эксперимента девятиклассникам помогали консультанты — учащиеся лицея №39.

Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ собрал учителей физики города, стал местом проведения лекции заведующего кафедрой общей физики Лисицына Сергея Григорьевича по проблемам преподавания физики. В частности, обсуждалась специфика изучения школьниками темы «Механическая работа, закон сохранения энергии в механике». Учителя физики  выразили надежду, что это занятие станет частью курса повышения квалификации  на базе ОТИ НИЯУ МИФИ.

Дневник фестиваля естествознания: день 4

В последний день зимы, 29 февраля, Озёрский технологический институт НИЯУ МИФИ снова распахнул свои двери перед теми, кому скоро поступать в вуз, перед 10-классниками школы №38 и лицея №39. Заведующий кафедрой прикладной математики и ответственный секретарь приёмной комиссии ОТИ Зубаиров Александр Фларитович рассказал о правилах поступления в бакалавриат, специалитет и магистратуру. Он научил ребят разбираться в средних и минимальных баллах, а также на какой балл правильнее ориентироваться при поступлении. Кроме этого, студенткой 4 курса Алексеевой Олесей Алексеевной и доцентом кафедры прикладной математики Шеметовой Анастасией Дмитриевной была организована познавательная адреналин-игра «Курчатов и его соратники».

Если 10-классники уже мечтают о высшем образовании, то для дошкольников экскурсия в школу – это яркое и незабываемое событие, которое  приоткрывают дверь в их скорое будущее. Посидеть за настоящей партой, написать мелом на доске, пообщаться с учителем, погулять по коридорам — всё это закладывает основы успешной адаптации к новому, школьному периоду в жизни. С самыми юными участниками фестиваля, воспитанниками детских садов №43 и №26, пообщался учитель биологии МБОУ «Лицей №39» Гудков Николай Васильевич. Он смог их удивить: малыши увидели челюсти муравья и жало осы, рассмотрели глаза мухи, наблюдали за движением инфузории-туфельки. Ребята с неподдельным интересом изучали разные объекты под настоящим микроскопом!

В этот же день в школе №29 состоялась интеллектуальная игра «Химия и зодчество», в которой приняли участие команды школ №24, 29, 33, 39. Ещё в древности говорили о том, что архитектура позволяет судить о прогрессе общества. Учитель химии Иванова Татьяна Николаевна посвятила химический турнир  единению зодчества и химии, без которой невозможно существование материальных свидетелей прошлого и настоящего. Конкурсы «Разминка: чудеса света», «Беру патент», «Сам себе архитектор» потребовали от присутствующих блеснуть эрудицией. Ребята искали способы сохранения белокаменных сооружений Древней Руси, создавали здание Атомиума, построенного в Брюсселе в 1958 году по модели кристалла железа, на практике определяли образцы мрамора и гранита, знакомились  с архитектурой XXI века, которая обладает интеллектом и может угадывать желания. Все рассмотренные шедевры невозможны без химии, её материалов и технологий. Присутствующие в актовом зале школы №29 во время игры получили эстетическое удовольствие от встречи с «застывшей музыкой зодчих» и, конечно, с химией. Победили дружба, знания и хорошая подготовка к турниру!

Дневник фестиваля естествознания: день 5

Вот и подошёл к концу XI муниципальный фестиваль «Дни естествознания»!

В последний день фестивальной программы, 1 марта, все мероприятия проводились для обучающихся  9 и 10 классов, а их площадками стали два озерских лицея №23 и №39.

МБОУ «Лицей №23» тепло встретил более тридцати гостей на практикуме по теме «Комплексные соединения». Во время теоретического введения учитель химии Задорин Александр Александрович разобрал с ребятами правила составления названий веществ, обсудил специфику предсказания формул комплексных соединений, а также изучил набор металлов, часто встречающихся в комплексах из школьной программы. На практике ученики смогли потренироваться в синтезе и разрушении гидроксокомплексов алюминия, хрома (III) и цинка, в получении аммиачных комплексов серебра и меди (II). Гости  успешно получили окрашенный синий пигмент на основе железа. Не обошлось на занятии и без реакции, протекавших бурно и не по сценарию! На память остались приятные эмоции, веселые фото, а главное – полезные знания.

На четвёртом этаже здания лицея №39 во второй половине дня 1 марта было шумно и многолюдно. Ученики 9 классов, планирующие сдавать ОГЭ по химии, решали все возможные виды экспериментальных задач в формате экзамена с учителем МБОУ СОШ №33 Кулаковой Ириной Владимировной. Робкие в начале занятия, ребята оживились в процессе практикума, задавали много вопросов и активно участвовали в разборе задач. По общему мнению, практическое занятие было очень полезным, так как задало вектор дальнейшей подготовки к ОГЭ по химии.

А в это время на втором этаже лицея №39 десятиклассники участвовали в турнире «Фабрика процессов». Это деловая игра, включающая в себя главные элементы основного производства: склад запчастей, логистику доставки, производство по сбору деталей, приёмку готовой продукции, экономический отдел. На ФГУП «ПО «Маяк» такие турниры используют для тренировки слаженной работы различных команд специалистов. В рамках фестиваля естествознания специалисты градообразующего предприятия дали возможность командам лицеев №23 и №39, школам №32 и №38 испытать на себе все особенности производственного процесса и трудности командной работы. Турнир получился невероятно эмоциональным и напряжённым! Два часа работы пролетели незаметно. Организаторы из Отдела повышения эффективности производства (ПСР) ФГУП «ПО «Маяк» надеются, что такая форма работы со школьниками станет регулярной.

Организаторы выражают огромную благодарность всем гостям и участникам муниципального фестиваля «Дни естествознания-2024»! Разнообразные по форме мероприятия способствовали решению целого комплекса образовательных и воспитательных задач. Безусловно, они обогатили кругозор детей и молодёжи дополнительными знаниями, помогли найти дорогу к научным и техническим идеям, показали направления использования знаний на практике и в повседневной жизни. Да и просто вызвали положительные эмоции от общения! Ведь поход в гости – это маленький праздник! До встречи в следующем году!

                                                                                                                      Заместитель директора                                                                                                            и руководитель предметной лаборатории химии  МБОУ «Лицей №39»

Гудкова Наталья Александровна

Комментарии закрыты.