Урок цифры — 4

«Урок цифры-4» по теме «Безопасность будущего», проходящий в лицее с 10 по 23 марта,  посвящён разбору понятия информационной безопасности, её принципам и применению их в различных жизненных ситуаций. Современные технологии развиваются с каждым днём и используются в различных сферах жизни людей. Это открывает широкие возможности для сбора и анализа данных.

Полученные данные можно использовать в самых разных целях. Например, медицинскую информацию можно использовать для подбора лекарств, расчёта стоимости страховки, прогнозирования спроса на лекарства. В каких-то случаях работают с обезличенными статистическими данными, в каких-то — с  персональными. Так как растёт количество информации, систем хранения и обработки данных, увеличивается вероятность, что какая-то из систем даст сбой, и данные пользователей станут доступны всем. Как правило, о таких случаях мы узнаём из средств массовой информации, однако, в повседневной жизни опасность представляют совсем другие ситуации, связанные не с хитроумным взломом, а с собственной неосторожностью и невнимательностью людей. Одинаковый пароль ко всем учётным записям, публикации в соцсетях фотографий билетов или паспортных данных — зачастую люди сами отдают информацию в руки различного рода мошенников.

Есть и обратная сторона — если к каждому сервису потребуется запоминать отдельный 20-символьный пароль, а в социальных сетях нельзя будет публиковать фотографии, жизнь станет менее комфортна.

Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Принципы информационной безопасности

Чтобы информацию можно было защитить, она должна удовлетворять ряду принципов. Классическая триада, которую выделяют специалисты — конфиденциальность, целостность и доступность.

  • Конфиденциальность — доступ к информации имеют только определённые лица.
  • Целостность — данные не изменялись в процессе передачи или хранения.
  • Доступность — те лица, которым информация предназначена, в любой момент могут её получить.

Если обратиться к школе и оценкам ученика, данные об оценках:

  • конфиденциальны, если их могут посмотреть только ученик, его родители и сотрудники школы;
  • целостны, если только учитель может их менять (представьте, что оценки может менять кто угодно);
  • доступны, если в любой момент их могут узнать ученик, его родители и сотрудники школы. Нарушение любого из этих принципов приводит к нарушению информационной безопасности. Одна из важнейших задач людей, которые проектируют системы сбора и обработки данных — обеспечить безопасность данных. Для этого используются системы аутентификации (пароли, отпечатки пальцев, рисунок радужки глаз), разграничение уровней доступа, системы резервного копирования информации для реализации конфиденциальности, целостности и доступности соответственно. Пренебрежение использованием различных защитных систем, разработанных профессионалами, равно как и неосторожное поведение в сети Интернет, может привести к печальным последствиям. Развитие у учащихся осознанного отношения к информационной безопасности — цель данного урока.

Учитель информатики Мишина И.Н.

Комментарии закрыты.