В первые ноябрьские дни обучающиеся 5-6 классов МБОУ «Лицей №39» приняли участие во Всероссийском турнире математических боев «Kazan Math Open 2018», который проходил на базе лицея — интерната №2 в столице Татарстана, в городе Казани. В турнире принимали участие команды из разных городов России: Москвы, Казани, Нижневартовска, Перми, Елизово (Камчатка), Нижнекамска, Омска, Саратова, Челябинска, Озерска, Магнитогорска. Кроме российских школьников в турнире приняли участие команды из страны ближнего зарубежья – Казахстана. Математический бой — это соревнование двух команд в решении математических задач, а также в умении представлять свои решения с четкими обоснованиями ключевых моментов и проверять чужие решения, оппонировать.
Математический бой был изобретён в середине 60-х годов ленинградским учителем математики Иосифом Яковлевичем Веребейчиком. Матбои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков. Задания в матбоях рассчитаны на выполнение заданий в определенный промежуток времени.
Матбои воспитывают множество очень ценных и полезных качеств, но хочется отметить одно отдельно — это умение быстро, за считанные секунды собраться и максимально сконцентрироваться. Ведь сколько ни готовься заранее, а все равно кто-нибудь (или оппонент, или жюри) да задаст каверзный вопрос. И тогда докладчик оказывается в очень нервной, тяжелой ситуации. За какую-то минуту ему нужно придумать ответ, причем для этого нужно максимально сосредоточиться, забыть о нервах, об утекающих секундах, оправиться от удара (неприятно осознавать, что тебя подловили на чем-то) и о не очень приятных последствиях, если ответ все-таки не будет дан. Умение продуктивно работать в таких ситуациях и выходить из них победителем поистине бесценно и может очень сильно пригодиться в жизни. Опыт матбоёв поможет участникам в будущем: сделать научный доклад, выслушать объяснения и понять работу оппонента, задавать четкие вопросы по существу – всё это пригодится на семинарах и конференциях при рецензировании книг и статей, а также для совместной научной работы. Важно то, что ученики разных школ на математических боях знакомятся, создают новый круг общения. После удачно проведенного матбоя просыпается интерес к хорошей работе, хочется выступить ещё раз, учитывая все промахи предыдущих «боёв». Поэтому проиграть командам подчас бывает полезнее, чем победить. От лицея в турнире приняли участие 8 команд (по четыре команды от параллели пятых и шестых классов). Участие в турнире оказалось успешным. В математических боях были и радость победы, и горечь поражения, и боевая ничья. Команда 6-го класса в составе Синёва Д. (капитан), Клинового А. (заместитель капитана), Каминской Э., Борискина И. заняла третье итоговое место. Ребята получили медали и памятные подарки. Заключительный бой за призовое место с московскими соперниками был очень напряжённым. С минимальным разрывом наша команда уступила москвичам. После этого заключительного боя соперники подошли к капитану нашей команды Синёву Д. и сказали: «Какая хорошая у Вас команда, соревноваться с Вами было очень интересно». Такая оценка работы команды дорогого стоит. Этот успех не-случаен. Большинство членов команды прошли хорошую школу подготовки к такого рода соревнованиям, приняв участие в турнире математических боев «Вектор знаний», который проходит в дни зимних каникул в г. Челябинске. Остальным командам не хватило опыта, но все ребята очень старались. Тяжелее всего было нашим пятиклассникам. Но они были большие молодцы! Потерпев неудачу на первых этапах, ребята смогли собраться, и к концу турнира у них уже были победы и боевые ничьи. Капитанам команд Синёву Д. («Бетельгейзе»), Исмагилову А. («Последователи Паскаля»), Шмакову И. («Айсберг»), Кошеву К. («Биссектриса»), Шевченко Д. («Матпираты»), Соловьевой А. («Булемешки»), Симонову А. («Последователи Аристотеля»), Ворошилову М. («МАВВ 7*4») удалось создать атмосферу понимания, сопереживания, настроить на борьбу своих единомышленников. Спасибо за работу всем участникам турнира. Для ребят была составлена культурно-развлекательная программа в свободное от «боев» время. Много положительных эмоций и сюрпризов лицеистам подарило посещение музея «счастливого детства», содержательной была автобусная экскурсия по Казани с прогулкой по территории Кремля и посещением мечети Кул-Шариф, главного мусульманского храма Казани и Татарстана. Проезжая по мосту «Миллениум», экскурсовод попросила загадать желание и сказала, что оно сбудется. Каждый из нас загадал своё желание. Некоторые из них уже сбылись. Казань была и остается значительным научным центром. Здесь была открыта неевклидова геометрия выдающимся математиком Н.И. Лобачевским. Участники турнира гуляли в сквере Лобачевского, расположенном напротив университета, в котором сначала будущий выдающийся математик учился, а затем более двадцати лет был ректором этого учебного заведения. В сквере Н.И. Лобачевскому установлен памятник, открытый 1 сентября 1896 года. Скульптор изобразил учёного в состоянии сосредоточенности, собранности. Постамент украшен накладными бронзовыми деталями: эмблемой геометрии — транспортиром и циркулем, а также лавровой ветвью. Руководители турнира математических боёв благодарят наставников и руководителей команд: Борискину Н.Е., Хужину Н.О., Барышеву О.Р., Лукину С.Ю. Отзывы о командах нашего лицея от организаторов самые положительные.
Отзывы детей о турнире.
«Мне все очень понравилось. Бои были увлекательными. Проезжая через мост «М», я загадал желание — одержать победу в заключительном сражении. Гид сказала, что желания сбываются. Наша команда действительно одержала на следующий день победу». (Исмагилов А.)
«Мне понравилось гулять по красивому городу Казань. Бои были интересными и увлекательными, хотя решение задач и их защита -довольно сложный процесс». (Путинцева В.)
«Меня поразило то, что учителя в поездке были более открытые, мы лучше друг друга узнали. Все было устроено на 100%. Мне все понравилось, поеду еще!» (Береговая И.)
«Поначалу я боялась. Все члены команды впервые участвовали в матбоях. Сначала у нас не все получалось. Мы поняли, что нам надо ровняться на команды, которые нас победили. Анализ допущенных ошибок помог нам сначала сыграть вничью, а затем одержать победу. Казань — очень красивый и яркий город. Я вернусь в этот город и на матбои». (Кострова С.)
«Вся наша команда на математических боях была впервые. Математические бои — это хорошая тренировка к муниципальному этапу областной олимпиады по математике. Очень понравилась вечерняя развлекательная программа в пансионате, особенно игра КАНООТ, в которой наша команда заняла 2-е место. Содержательной и интересной была обзорная экскурсия. Мне все очень понравилось, обязательно вернусь сюда». (Шмаков И.)
« Формат турнира для нас оказался интересным и интригующим. Атмосфера в команде царила дружелюбная. Во время решения задач мы помогали друг другу, вместе преодолевали возникающие трудности, а вечером обсуждали тактику, порядок решения задач. Нашу команду объединила любовь к математике. Во время самого «матбоя» мы хоть и волновались, но сопернику показывали свой суровый уральский характер» — мнения ребят команды «Бетельгейзе».
«Мне участие в матбоях просто доставляет огромное наслаждение. Мало того что ты сталкиваешься с нетиповыми задачами, так их еще нужно достойно презентовать комиссии и оппоненту. Можно сказать, что это дисциплинирует и позволяет глубже понять задачу, но кроме того это еще удовольствие сродни катанию с крутой горы на санках. А еще, требуемая в боях математическая строгость решения задачи, пробуждает большой интерес. Математические решения не ограничиваются нахождением хоть какого-нибудь решения. Это здорово!» (5 класс)
«… Мне понравилось участвовать в математических боях, но я расстроена тем, что мы не смогли выиграть. Задачи были интересные, соперники -сильные. Я рада тому, что шестиклассники заняли 3 место и мне немного стыдно за то, что мы не оправдали ожидания учителей». (Цима И., 5 кл.)
«… В первый день мы сразу же отправились писать олимпиаду, по результатам которой все команды распределились по дивизионам: высший, первый, второй. В нашей группе оказались команды из Елизово (Петропавловск-Камчатский край), Челябинска, Астаны (Казахстан) и мы, из Озерска. Конкуренция была очень сильная! Увы, мы смогли выиграть только один раз. Но я уверен, что с опытом количество наших побед увеличится. Также в свободное время мы посетили множество достопримечательностей города Казани. Мы не зря провели время, и уезжать было грустно». (Симонов А., 5 кл. )
«… Помимо математических боев, мы познакомились с историей столицы Татарстана. Мы посетили «Музей счастливого детства», в котором представлены вещи – игрушки, книги, одежда, техника 60-х – 80-х годов прошлого века. Также мы посетили Казанский Кремль, мечеть Кул-Шариф, мост Миллениум, увидели знаменитый памятник Коту Казанскому. Мне очень понравилось в Казани». (Малков В., 5 кл.)
«… Мне очень понравилась поездка в Казань. Хоть мы всё время проигрывали, я получил огромный опыт. Спасибо учителям!» (Заугаров А. 5 кл.)